Каждая
историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от
того, в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей
воспитания в разные исторические эпохи уделяли большое внимание многие ученые.
Среди них Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо и др.
Под стилем
семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы
отношения родителей к ребенку. Современный классный руководитель должен знать
их достаточно хорошо. Эти знания позволят ему определить, как складываются
отношения в семье ребенка, какие методы используют родители для наказания и
поощрения, как относятся родители к ребенку.
В
психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный,
рассудительный, предупредительный, сочувствующий, гармоничный.
Остановимся
подробнее на каждом стиле.
1. Попустительский стиль
семейного воспитания.
Родители с
самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу
действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами. Их
мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и
запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на их внимание.
Непоследовательно
и неумело родители используют метод наказания и поощрения. Они могут наказать
ребенка и тут же поощрить его. Главный метод воспитания в такой семье – кнут и
пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что
непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм
взаимодействия с окружающими, стимулируяпроявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Младшие
школьники из таких семей не любят ни умственный,ни физический труд. Во время урока они очень
быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто
такие учащиеся недобросовестно относятся к поручениям учителя и к различным
обязанностям. Они могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством.
Педагоги,
работающие с такими учащимися, должны знать, что их мало интересует процесс
учения. Но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую отметку любой ценой.
Такие учащиеся плохо реагируют на критику в свой адрес, при этом у них всегда
кто-то виноват. Они не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский
коллектив, потому что им хочется быть всё время на виду, и, если такого не
происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Нередко
родители таких детей говорят о том, что в классе ребенка не любят, ему не дают
проявить себя, в классе ничего интересного не происходит. На самом же деле
ребенок самигнорирует и отвергает
предложения педагога и класса, резко критикует все, что делается в коллективе,
взамен не предлагая ничего.
Классный руководитель таких учащихся
должен:
~Сразу же вникать в любую конфликтную ситуацию,
связанную с поведением ребенка, не оставлять ее решение на «потом»;
~Обсуждать с учеником конфликтную ситуацию
наедине;
~Давать ученику возможность проявить себя,
показать свои способности в классном коллективе;
~Проводить консультации для таких родителей с
привлечением специалистов;
~Привлекать родителей к участию в родительских
собраниях с целью демонстрации положительного опыта воспитания детей в других
семьях.
2. Состязательный
стиль семейного воспитания.
При
состязательном стиле с раннего возраста родители ищут в действиях ребенка нечто
выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Для
раскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать
себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребенок этого не хочет.
Родителям очень хочется при удобном случае заявить о том, что ребенок
«увлекается теннисом, занимается вокалом» и т.д. Зачастую это приводит к тому,
что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если
же он терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести к
депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и
секциях нередко приводит и к проблемам, связаннымс его здоровьем: хроническая усталость,
болезни могут дать о себе знать.
В своей любви
к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества малыша.
Защиту ребенка от всех претензий и нападок со стороны других людей, и в том
числе от школы, они ставят на первое место, не обращая внимания на то, прав их
ребенок или не прав. Родители не терпят обидчиков своего ребенка, не боятся
вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это
или ребенок.
Учащиеся
такого типа могут начиная с первого класса учиться на отлично. Они стараются
постоянно демонстрировать свою эрудицию и способности, поэтому уже в начальной
школе им трудно общаться с другими учениками. Высокая активность этих детей
позволяет им рано достигать значительных успехов. Такие ученики берутся за
любые дела в классе, участвуют в любых мероприятиях, лишь бы только их заметили
и оценили. Они могут быть чрезвычайно агрессивны, если результаты их
деятельности будут оценены не по достоинству или в том случае, если у них
что-либо не получается.
В детском
коллективе такие учащиеся претендуют на лидерство и официальное признание. Они
очень любят командовать другими ребятами и испытывают глубокое удовольствие,
если кто-то попадает от них в зависимость.
Создавая
ученику в детском коллективе условия для проявления его лидерских качеств,
классный руководитель должен помочь ему проявлять эти качества без ущерба для
коллектива и его самого. Таким ученикам лучше переживать свои неудачи и ошибки
вне обсуждения прилюдно в коллективе.
В работе с
такими учащимися классный руководитель должен:
~Не оставлять без внимания ни одного негативного
факта, связанного с поведением таких учащихся;
~Создавать такие воспитательные ситуации, когда
учащиеся должны будут готовить мероприятия внеклассного характера, связанные с
достижениями других учащихся;
~Учить учащихся объективно оценивать свои успехи
и радоваться успехам других детей;
~Проводить внеклассные мероприятия высокого
нравственного накала, которые будут стимулировать формирование таких качеств
характера, как умение сопереживать, сочувствовать, проявлять терпимость,
проявлять чувство благодарности к другим людям.
3.
Рассудительный стиль семейного воспитания.
Родители с
раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий. Из своего
педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. В воспитании ребенка
они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями, считая, что
ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, а они вправе лишь дать ему
рекомендацию или совет. У родителей и детей складываются теплые и добрые
взаимоотношения. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не
принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.
Родители таких
ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни того детского коллектива, в
котором находится их ребенок. Дети с раннего возраста привыкают уважительно
относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их
родители. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не
спешат с наказанием. Они дают возможность ребенку обдумать совершенное им,
осознать свой проступок. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными.
Уже в начальной школе у нихсформирована
познавательная мотивация. Педагоги, работающие с такими детьми, должны знать,
что этим ученикам нельзя скучать на уроке, им нужно быть всё время в
деятельности.
Иногда детям
из таких семей очень трудно приспосабливаться к школе и учителям, если педагоги
придерживаются авторитарного стиля управления детским коллективом. В своей
семье они приучены к свободному общению со взрослыми людьми, которые считаются
с их мнением. Если педагог не учитывает эту особенность, то дети начинают
протестовать против авторитарного управления классом на уроках.
В
организации работы с такими учащимися и родителями классному руководителю
необходимо:
~Своевременно информировать родителей о
трудностях во взаимоотношениях их детей со сверстниками и учителями;
~Обращать внимание учителей на систему
взаимоотношений и ценностей в таких семьях;
~Давать возможность родителям самим анализировать
различного рода ситуации, связанные с воспитанием их детей и принимать
соответствующие решения;
~Демонстрировать педагогам достижения таких
учащихся у различных учителей.
4.
Предупредительный стиль семейного воспитания.
Одной из
причин предупредительного стиля семейного воспитания может быть болезненность
ребенка с раннего детства, а второй – особенности характера родителей. В
результате того, что ребенок часто болел и болеет, родители становятся
чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его
нездоровья. Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки.
Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами
определяют, что может быть ему интересно, сами являютсяинициаторамидетскихигр, сами регламентируют
его поведение.
С раннего
детства родители стараются оградить свое дитя от каких бы то ни было наказаний
со своей стороны и со стороны родственников, а также со стороны чужих взрослых
и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка.
Окружающие люди вызывают у таких родителей большие опасения, так как они считают
других людей источником неприятностей для своих детей.
Особое
внимание педагог должен обратить на мыслительную деятельность таких учащихся. У
них уже в начальной школе наблюдаются проблемы, связанные с учебной
деятельностью. Теоретический анализ вызывает у таких ребят большие затруднения.
Они воспринимают учебный материал намного быстрее, если он подаётся ученику в
виде наглядного образа или примера.
Классному
руководителю необходимо:
~Внимательно изучить семейную ситуацию в таких
семьях;
~Поручать таким учащимся выполнение заданий,
которые требуют от них проявления инициативы и самостоятельности;
~Поддерживать любое их начинание положительного
свойства;
~Привлекать таких учащихся в работе творческих
групп различной направленности.
5.
Сочувствующий стиль семейного воспитания.
Условием
формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка
в семье, плохие бытовые условия, отсутствие в семье одного из родителей. В
таких семьях ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Это приводит к
тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность,
активно помогая родителям. Попадая в детский коллектив, такой ребенок ведет
себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает
говорить о себе и рассказывать о своей семье. Родители таких детей всегда
благодарны учителям за разумную помощь и поддержку в воспитании их ребенка. И
педагог может на них положиться в своей деятельности, такие родители с большим
удовольствием входят в состав родительского комитета и поддерживают школу и
педагогов во всех их начинаниях.
В начальной
школе для этих ребят детский коллектив имеет маловажное значение. Они не
стремятся вступать с кем бы то ни было в дружеские контакты. Такие учащиеся
очень неприхотливы и не страдают от того, что не имеют чего-то материального
(дорогие вещи, подарки и т.д.).
Классному
руководителю необходимо:
~Оградить таких учащихся от насмешек их
сверстников, если это связано с материальными возможностями их семей;
~Демонстрировать их личностные и учебные достижения
перед классом и родителями учащихся;
~Укреплять их положение в коллективе;
~Не проявлять к таким учащимся неуместную и ярко
проявляемую жалость;
~Создавать такие воспитательные ситуации, которые
будут способствовать проявлению инициативы учащихся.
6.
Гармоничный стиль семейного воспитания.
Суть гармоничного стиля
воспитания заключается уже в самом названии. В таких семьях ребенок является
всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого
человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и
растет в теплой и дружественной атмосфере. Уже в начальной школе они проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к
просьбам взрослых людей. Характерная
особенность этих детей состоит в том, что они всегда говорят правду, а если по каким то
причинам хотят ее скрыть, то никогда не проговорятся. Такие дети умеют верно
дружить, в общении с друзьями всегда
откровенны и правдивы, открыто делятся
своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств.
Учеба таких ребят характеризуется высокой
исполнительностью и ответственностью. Они не боятся никакой деятельности, сразу определяют, является ли она для
них трудной. При этом дети не
боятся сказать взрослому о том, справятся они с задачей или нет. Такое отношение к делу не всегда
вызывает одобрение взрослого.
Дети гармоничного типа
демонстрируют абсолютное бесстрашие перед
любой учебной деятельностью. В младшем школьном возрасте они начинают серьезно заниматься самовоспитанием, ведут дневники, описывают свои переживания и
изменения в себе. В этом возрасте
такие ребята могут нарушать дисциплину, как и все остальные дети, но на все замечания они реагируют разумно и стараются больше не повторять ошибок.
Классному руководителю, к большому сожалению, не всегда комфортно рядом с такими детьми. Это
связано прежде всего с тем, что не все классные руководители и педагоги верят в искренность поступков таких учащихся, они все время находятся
настороже, ожидая срыва в поведении таких
учащихся.
Для того чтобы быть авторитетным в
глазах таких учащихся, необходимо:
— самому взрослому быть примером в своих
действиях и поступках;
— вести разговор с ребенком на равных, исключив из обихода угрожающий
и приказной тон;
— не противопоставлять ребенка семье и семью ребенку;
— указывать
на недостатки ребенка, не унижая его достоинство и не умаляя его заслуги;
— четко
определять ближние и дальние перспективы развития личности ребенка, его
достижений перед семьей и им самим; — поддерживать инициативу
и творчество ребенка, его стремление к успеху, не возводя его
- демонстрировать ученику результаты его
продвижений и достижений
для самого себя и на благо других людей.
Безусловно, нельзя сказать, что
проанализированные стили воспитания
ребенка в семье строго регламентированы и ребенок абсолютно соответствует одной
из описанных тише характеристик. Однако многое из того, что скачано, поможет классному руководителю построить процесс воспитания
и обучения гораздо эффективнее
и целесообразнее, избежать ошибок и неудач в воспитательной работе,
предугадать ошибки родителей в семейном воспитании и попытаться помочь им и их
преодолении. Вышеперечисленная информация поможет классному
руководителю сделать сотрудничество с
родителями и детьми интересным и захватывающим, позволит избежать ошибок и просчетов в воспитании.
Привет. Сделала для себя открытие: я уже 7 лет открываю сайты браузером opera, и только позавчера узнала, что на нее можно установить аддоны!!!!У меня естьhttp://www.opera-all.com/ - _великолепная идея, а именно: начнем делится ими!
P.S. Я запостила в раздел this - туда? Если нет, переместите!
Наша компания рада приветствовать на этом портале:) Наша фирма уже давно занимается сбытом копий кроссовок Nike Air Max, New Balance и других.
Гарантией нашей прекрасной работы является огромное количество людей, которые совершили сделки в нашей группе вконтакте. В этот сезон пиком продаж являются http://john-shop.ru/ - адидас зимние кроссовки женские, именно такие можно купить на сайте http://john-shop.ru/.
на данном веб-блоге http://www.justlady.ru/articles-134573-byuti-mify-i-ih-razoblachenie - justlady.ru собран большой выбор интересных статей на тему диет. на этом интернет-портале все статьи предоставлены абсолютно бесплатно.
тут на официальном веб-портале http://www.justlady.ru/articles-154931-kak-uznat-svoy-biologicheskiy-vozrast - www.justlady.ru собран большой ассортимент интересных статей на тему здоровья. здесь на официальном ресурсе все статьи предоставлены всем желающим.
Помогите советом. Пару дней назад решился покупать в онлайн аптеке изрядно препаратов. Чтобы себя да и ради жены тоже. Аптеку нашел c помощью этого сайт. http://sdfg.freeiz.com/ Понравились цены и бонусы. Там можно купить большой обьем едва даром.
Оплатил без проблем. Теперь жду если прийдет. жду и сомневаюсь. Боюсь что ошибся в чем-то. А потому прошу совета. Который покупал после онлайн аптеки? Я сделал все правильно?
P.S. Господа модераторы. Извините коль написал не туда. Перенесите тему в нормальный раздел. Спасибо.
Всем приветик! Давайте далиться последними просмотренными вами фильмами! Меня недавно впечатлил фильм Мужчина с гарантиейhttp://kinokorsar.ru/ - . По-моему отличный отечественный фильм про взаимоотношения людей. А вчера мы с мужем сходили на фильм Порочнакя страсть. Интересный фильм о семье, любовнице, деньгах, Тиме Роте и разрушении всего обыденного. Ричард Гир немного постарел, но актерская игра бесподобна! Какие еще фильмы вы можете посоветовать? хочется чего-нибудь в этом же духе.