Классное руководство в школе №9

Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [1]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23
Главная » Статьи » Мои статьи

Н.И.Дереклеева "Стили семейного воспитания"

                                                                                                          Н.И.Дереклеева

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в разные исторические эпохи уделяли большое внимание многие ученые. Среди них Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо и др.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку. Современный классный руководитель должен знать их достаточно хорошо. Эти знания позволят ему определить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы используют родители для наказания и поощрения, как относятся родители к ребенку.

В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, сочувствующий, гармоничный.

Остановимся подробнее на каждом стиле.

 

1. Попустительский стиль семейного воспитания.

Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на их внимание.

Непоследовательно и неумело родители используют метод наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его. Главный метод воспитания в такой семье – кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя  проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Младшие школьники из таких семей не любят ни умственный,  ни физический труд. Во время урока они очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся недобросовестно относятся к поручениям учителя и к различным обязанностям. Они могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством.

Педагоги, работающие с такими учащимися, должны знать, что их мало интересует процесс учения. Но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую отметку любой ценой. Такие учащиеся плохо реагируют на критику в свой адрес, при этом у них всегда кто-то виноват. Они не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть всё время на виду, и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Нередко родители таких детей говорят о том, что в классе ребенка не любят, ему не дают проявить себя, в классе ничего интересного не происходит. На самом же деле ребенок сам  игнорирует и отвергает предложения педагога и класса, резко критикует все, что делается в коллективе, взамен не предлагая ничего.

 

Классный  руководитель  таких  учащихся  должен:

~       Сразу же вникать в любую конфликтную ситуацию, связанную с поведением ребенка, не оставлять ее решение на «потом»;

~       Обсуждать с учеником конфликтную ситуацию наедине;

~       Давать ученику возможность проявить себя, показать свои способности в классном коллективе;

~       Проводить консультации для таких родителей с привлечением специалистов;

~       Привлекать родителей к участию в родительских собраниях с целью демонстрации положительного опыта воспитания детей в других семьях.

 

 

2. Состязательный стиль семейного воспитания.

При состязательном стиле с раннего возраста родители ищут в действиях ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Для раскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребенок этого не хочет. Родителям очень хочется при удобном случае заявить о том, что ребенок «увлекается теннисом, занимается вокалом» и т.д. Зачастую это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести к депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко приводит и к проблемам, связанным  с его здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать о себе знать.

В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества малыша. Защиту ребенка от всех претензий и нападок со стороны других людей, и в том числе от школы, они ставят на первое место, не обращая внимания на то, прав их ребенок или не прав. Родители не терпят обидчиков своего ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребенок.

Учащиеся такого типа могут начиная с первого класса учиться на отлично. Они стараются постоянно демонстрировать свою эрудицию и способности, поэтому уже в начальной школе им трудно общаться с другими учениками. Высокая активность этих детей позволяет им рано достигать значительных успехов. Такие ученики берутся за любые дела в классе, участвуют в любых мероприятиях, лишь бы только их заметили и оценили. Они могут быть чрезвычайно агрессивны, если результаты их деятельности будут оценены не по достоинству или в том случае, если у них что-либо не получается.

В детском коллективе такие учащиеся претендуют на лидерство и официальное признание. Они очень любят командовать другими ребятами и испытывают глубокое удовольствие, если кто-то попадает от них в зависимость.

Создавая ученику в детском коллективе условия для проявления его лидерских качеств, классный руководитель должен помочь ему проявлять эти качества без ущерба для коллектива и его самого. Таким ученикам лучше переживать свои неудачи и ошибки вне обсуждения прилюдно в коллективе.

В работе с такими учащимися классный руководитель должен:

~       Не оставлять без внимания ни одного негативного факта, связанного с поведением таких учащихся;

~       Создавать такие воспитательные ситуации, когда учащиеся должны будут готовить мероприятия внеклассного характера, связанные с достижениями других учащихся;

~       Учить учащихся объективно оценивать свои успехи и радоваться успехам других детей;

~       Проводить внеклассные мероприятия высокого нравственного накала, которые будут стимулировать формирование таких качеств характера, как умение сопереживать, сочувствовать, проявлять терпимость, проявлять чувство благодарности к другим людям.

 

3. Рассудительный стиль семейного воспитания.

Родители с раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий. Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. В воспитании ребенка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями, считая, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, а они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет. У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.

Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни того детского коллектива, в котором находится их ребенок. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребенку обдумать совершенное им, осознать свой проступок. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Уже в начальной школе у них  сформирована познавательная мотивация. Педагоги, работающие с такими детьми, должны знать, что этим ученикам нельзя скучать на уроке, им нужно быть всё время в деятельности.

Иногда детям из таких семей очень трудно приспосабливаться к школе и учителям, если педагоги придерживаются авторитарного стиля управления детским коллективом. В своей семье они приучены к свободному общению со взрослыми людьми, которые считаются с их мнением. Если педагог не учитывает эту особенность, то дети начинают протестовать против авторитарного управления классом на уроках.

В организации работы с такими учащимися и родителями классному руководителю необходимо:

~       Своевременно информировать родителей о трудностях во взаимоотношениях их детей со сверстниками и учителями;

~       Обращать внимание учителей на систему взаимоотношений и ценностей в таких семьях;

~       Давать возможность родителям самим анализировать различного рода ситуации, связанные с воспитанием их детей и принимать соответствующие решения;

~       Демонстрировать педагогам достижения таких учащихся у различных учителей.

 

4. Предупредительный стиль семейного воспитания.

Одной из причин предупредительного стиля семейного воспитания может быть болезненность ребенка с раннего детства, а второй – особенности характера родителей. В результате того, что ребенок часто болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются  инициаторами  детских  игр, сами регламентируют его поведение.

С раннего детства родители стараются оградить свое дитя от каких бы то ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственников, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Окружающие люди вызывают у таких родителей большие опасения, так как они считают других людей источником неприятностей для своих детей.

Особое внимание педагог должен обратить на мыслительную деятельность таких учащихся. У них уже в начальной школе наблюдаются проблемы, связанные с учебной деятельностью. Теоретический анализ вызывает у таких ребят большие затруднения. Они воспринимают учебный материал намного быстрее, если он подаётся ученику в виде наглядного образа или примера.

 

Классному руководителю необходимо:

~       Внимательно изучить семейную ситуацию в таких семьях;

~       Поручать таким учащимся выполнение заданий, которые требуют от них проявления инициативы и самостоятельности;

~       Поддерживать любое их начинание положительного свойства;

~       Привлекать таких учащихся в работе творческих групп различной направленности.

 

5. Сочувствующий стиль семейного воспитания.

Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие в семье одного из родителей. В таких семьях ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Попадая в детский коллектив, такой ребенок ведет себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает говорить о себе и рассказывать о своей семье. Родители таких детей всегда благодарны учителям за разумную помощь и поддержку в воспитании их ребенка. И педагог может на них положиться в своей деятельности, такие родители с большим удовольствием входят в состав родительского комитета и поддерживают школу и педагогов во всех их начинаниях.

В начальной школе для этих ребят детский коллектив имеет маловажное значение. Они не стремятся вступать с кем бы то ни было в дружеские контакты. Такие учащиеся очень неприхотливы и не страдают от того, что не имеют чего-то материального (дорогие вещи, подарки и т.д.).

Классному руководителю необходимо:

~       Оградить таких учащихся от насмешек их сверстников, если это связано с материальными возможностями их семей;

~       Демонстрировать их личностные и учебные достижения перед классом и родителями учащихся;

~       Укреплять их положение в коллективе;

~       Не проявлять к таким учащимся неуместную и ярко проявляемую жалость;

~       Создавать такие воспитательные ситуации, которые будут способствовать проявлению инициативы учащихся.

 

6. Гармоничный стиль семейного воспитания.

Суть гармоничного стиля воспитания заключается уже в самом названии. В таких семьях ребенок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Уже в начальной школе они проявляют чуткость к своим свер­стникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Характерная особенность этих детей состоит в том, что они всегда говорят правду, а если по каким то причинам хотят ее скрыть, то никогда не проговорятся. Такие дети умеют верно дружить, в об­щении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делят­ся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств.

     Учеба таких ребят характеризуется высокой исполнительнос­тью и ответственностью. Они не боятся никакой деятельности, сразу определяют, является ли она для них трудной. При этом дети не боятся сказать взрослому о том, справятся они с задачей или нет. Такое отношение к делу не всегда вызывает одобрение взрос­лого.

Дети гармоничного типа демонстрируют абсолютное бесстра­шие перед любой учебной деятельностью. В младшем школьном возрасте они начинают серьезно заниматься самовоспитанием, ведут дневники, описывают свои переживания и изменения в себе. В этом возрасте такие ребята могут нарушать дисциплину, как и все остальные дети, но на все замечания они реагируют разумно и стараются больше не повторять ошибок.

Классному руководителю, к большому сожалению, не всегда комфортно рядом с такими детьми. Это связано прежде всего с тем, что не все классные руководители и педагоги верят в искренность поступков таких учащихся, они все время находятся настороже, ожидая срыва в поведении таких учащихся.

 Для того чтобы быть авторитетным в глазах таких учащихся, необходимо:

      самому взрослому быть примером в своих действиях и по­ступках;

вести разговор с ребенком на равных, исключив из обихода угрожающий и приказной тон;

не противопоставлять ребенка семье и семью ребенку;

указывать на недостатки ребенка, не унижая его достоинство и не умаляя его заслуги;

четко определять ближние и дальние перспективы развития личности ребенка, его

     достижений перед семьей и им самим;
      поддерживать инициативу и творчество ребенка, его стремление к успеху, не возводя его  

    в ранг недосягаемых учеников;

     формировать чувственную сферу, будить чувство прекрасного;

    - демонстрировать ученику результаты его продвижений и до­стижений для самого себя и на благо других людей.

Безусловно, нельзя сказать, что проанализированные стили воспитания ребенка в семье строго регламентированы и ребенок абсолютно соответствует одной из описанных тише характерис­тик. Однако многое из того, что скачано, поможет классному руко­водителю построить процесс воспитания и обучения гораздо эффек­тивнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач в воспитатель­ной работе, предугадать ошибки родителей в семейном воспитании и попытаться помочь им и их преодолении. Вышеперечисленная     информация поможет классному руководителю сделать сотрудничество с родителями и детьми интересным и захватывающим, позволит избежать ошибок и просчетов в воспитании.

Категория: Мои статьи | Добавил: klassruk (10.01.2009)
Просмотров: 16428 | Комментарии: 15 | Рейтинг: 5.0/12 |
Всего комментариев: 141 2 »
14 Nikon3348  
0
у нас на данном интернет-ресурсе подобран огромный ассортимент интересных статей про http://ublaze.ru/forum/ftopic1149.html - ресивер 8306 не работает

13 Savelii4355  
0
у нас на данном сайте подобран большой набор умных статей про http://medbaz.com/pages-more-746.html - повышенный тестостерон у женщин.

12 Rita6626  
0
у нас на интернет-портале можно посмотреть огромный выбор уникальных новостей о ` http://www.infosuper.ru/ - бесплатное обучение.

11 kruziqms  
0
http://storecigarettes.net/ - Cigarettes Online

10 Sveta8390  
0
Привет. Сделала для себя открытие: я уже 7 лет открываю сайты браузером opera, и только позавчера узнала, что на нее можно установить аддоны!!!!У меня естьhttp://www.opera-all.com/ - _великолепная идея, а именно: начнем делится ими!

P.S. Я запостила в раздел this - туда? Если нет, переместите!

9 Sobebaizica  
0
Наша компания рада приветствовать на этом портале:) Наша фирма уже давно занимается сбытом копий кроссовок Nike Air Max, New Balance и других.

Гарантией нашей прекрасной работы является огромное количество людей, которые совершили сделки в нашей группе вконтакте.
В этот сезон пиком продаж являются http://john-shop.ru/ - адидас зимние кроссовки женские, именно такие можно купить на сайте http://john-shop.ru/.

8 Janna9517  
0
на данном веб-блоге http://www.justlady.ru/articles-134573-byuti-mify-i-ih-razoblachenie - justlady.ru собран большой выбор интересных статей на тему диет. на этом интернет-портале все статьи предоставлены абсолютно бесплатно.

7 Vika9231  
0
тут на официальном веб-портале http://www.justlady.ru/articles-154931-kak-uznat-svoy-biologicheskiy-vozrast - www.justlady.ru собран большой ассортимент интересных статей на тему здоровья. здесь на официальном ресурсе все статьи предоставлены всем желающим.

6 Tubrlaoej  
0
Помогите советом. Пару дней назад решился покупать в онлайн аптеке изрядно препаратов. Чтобы себя да и ради жены тоже.
Аптеку нашел c помощью этого сайт.
http://sdfg.freeiz.com/
Понравились цены и бонусы. Там можно купить большой обьем едва даром.

Оплатил без проблем. Теперь жду если прийдет. жду и сомневаюсь. Боюсь что ошибся в чем-то.
А потому прошу совета. Который покупал после онлайн аптеки? Я сделал все правильно?

P.S. Господа модераторы. Извините коль написал не туда. Перенесите тему в нормальный раздел. Спасибо.

5 Marina2548  
0
Всем приветик! Давайте далиться последними просмотренными вами фильмами!
Меня недавно впечатлил фильм Мужчина с гарантиейhttp://kinokorsar.ru/ - . По-моему отличный отечественный фильм про взаимоотношения людей.
А вчера мы с мужем сходили на фильм Порочнакя страсть. Интересный фильм о семье, любовнице, деньгах, Тиме Роте и разрушении всего обыденного. Ричард Гир немного постарел, но актерская игра бесподобна!
Какие еще фильмы вы можете посоветовать? хочется чего-нибудь в этом же духе.

1-10 11-14
Имя *:
Email *:
Код *:
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz